25.07.2017

wpid-hwL63ssQ.jpg

Женщины не могут передвигаться самостоятельно без сопровождения мужа/родственника, водить машину, использовать общественные автобусы, общаться с мужчиной не мужем/родственником. Женщины обязаны носить чёрные абайи, а в некоторых регионах — оставлять открытыми только глаза. Хотя доля женщин с высшим образованием значительно выше, чем среди мужчин, качество образования для них хуже, ограничен спорт, а самих высших женских учебных заведений меньше, поэтому многие женщины уезжают за границу, хотя стипендии от правительства им предоставляются в 3 раза меньше, чем мужчинам. Женщина не имеет права учиться/работать/уезжать за границу, если ей разрешения не даст муж/родственник. Женщина по закону получает в 2 раза меньше наследства, чем мужчина, по достижении её ребёнком семилетнего возраста права на него безоговорочно принадлежат отцу/деду. Девочку позволяется выдавать замуж в любом возрасте, поэтому такие дети зачастую бросают учёбу. При подаче иска в суд, женщине необходимо иметь 6 мужчин-свидетелей, показания женщины имеют в 2 раза меньшую ценность. Если женщину изнасиловали, то она может быть наказана, за то, что «спровоцировала» мужчину на преступление (ранний контакт с мужчиной или нарушения дресс-кода). Ребёнок саудовской женщины, чей отец является иностранцем, не имеет права на получение саудовского гражданства.

Три мусульманские женщины, жительницы окрестностей
Дамаска и
Мекки, в традиционных арабских костюмах, XIX век. С точки зрения современных законов страны, все женщины слишком открыты и нарушают дресс-код

Консерваторы стремятся сохранить, как они утверждают, традиционные ценности исламской культуры и права, так как по их мнению Саудовской Аравии, как центру исламского мира, необходимо строгое соблюдение консервативных ценностей. Активисты — сторонники сексуального равенства, такие как Ваджеха Аль-Хувайдер, сравнивают права саудовских женщин с рабскими[23].

Хотя в 2008 году эти правила были отменены, практика наличия мужчины-опекуна продолжает повсеместно существовать, по той причине, что формально никаких законов против неё принято не было. Их продолжают осуществлять в соответствии с «принятыми обычаями» и в зависимости от конкретных должностных лиц и учреждений (больницы, полицейские участки, банки и т. д.). Должностные лица могут требовать присутствия мужчины-опекуна, если женщина полностью покрыта и не может доказать свою личность самостоятельно. В таких условиях женщины фактически не имеют возможности подать жалобу на опекуна[5].

Согласно законам Саудовской Аравии, мужчина-махрам является непосредственной частью женских прав в стране. В 2010 году было проведено интервью с работницей Министерства образования, Ноурой Абураххман, которая защитила интересы мужского опекунства, утверждая, что это ни что иное, как обеспечение защиты и любви:

в саудовской культуре женщины проводят особый, иной образ жизни, который отличается от мужского. Как саудовская женщина, я требую при себе иметь опекуна. Моя работа требует от меня бывать в разных регионах страны во время командировок, меня всегда сопровождают брат или муж, они взамен ничего от меня не требуют, лишь желают быть со мной. На Западе думают, что мужчины доминируют над женщинами, но они все забыли главный аспект любви, так как не знакомы с шариатом. Если вы хотите, чтобы муж заботился о вас, то единственный и истинный путь — ислам[8]

В 2008 году другая сторонница наличия мужчины-опекуна создала петицию «Мой опекун знает, что лучше для меня», которая собрала более 5000 подписей. Петиция также требовала наказать всех активистов, требующих установления равенства между мужчинами и женщинами, которое приведёт к смешению их среды обитания[8].

Право собственности на женщину передаётся от одного человека к другому. Право собственности на женщину передается от отца или брата другому мужчине, мужу. Женщина является лишь товаром, который передаётся новому опекуну… В конечно счёте я думаю, что женщины очень боятся. Когда я сравниваю саудовца с другими арабами, могу сказать, что он не способен соперничать с женщиной. Он не может соперничать, так что он делал с ней?… У женщины есть возможности. Когда женщина учится, она конкурирует с мужчиной как рабочий. Все вакансии открыты для мужчин. 90% из них открыты для мужчин. Вы не чувствуете никакой конкуренции… если не начинаете испытывать конкуренцию со стороны другой женщины… то ничто не будет вам препятствовать. Все места и работы открыты для вас. Таким образом вы чувствуете себя самостоятельным и избалованным человеком. А что произойдёт, если я попытаюсь выйти замуж?.. Я должна была бы получить разрешение моего сына[10].

Правительство Саудовской Аравии одобрило международные и внутренние декларации, касающиеся женских прав, а также настаивает на том, что не существует никакого закона мужского опекунства. Официально оно утверждает, что международные соглашения применяются в судах, при этом международные организации настроены крайне скептически, утверждая, что правительство Саудовской Аравии говорит одно, а на деле продолжает следовать своим старым законам[33]. Международные соглашения фактически никогда не применяются в саудовских судах[5] По словам предпринимателя Эр-Рияда — Хода аль-Герези, правительство не торопится реализовать своё решение 2004 года об увеличении занятости женщин и защиты их от злоупотребления опекунов[25].

Важную роль в философии мужчины-опекуна играет «намус» (или «шараф»), которое переводится как «честь». Согласно этому понятию, мужчина обязан защищать женщин своей семьи. Он главным образом опекает их и защищает женскую честь (ирд). Честь является важным моментом во многих патриархальных клановых обществах. Поскольку мужчина обязан опекать женщину и отвечать за их поступки, они должны вести себя благоразумно. Если опекун потеряет контроль над женщинами, то потеряет и честь в глазах общества и опозорится, рискуя стать козлом отпущения[34].

Не-саудовцы предполагают, что Саудовская Аравия должна модернизироваться и вступить в XXI век, что женщины должны освободиться от завесы абайи и, как на Западе, бегать в коротких юбках, носиться по клубам, забыв о своей религии и культуре. Однако большинство саудовских женщин сами желают носить чадру, они ссылаются на исламское благочестие, гордость за семейные традиции и меньшие сексуальные домогательства от коллег-мужчин. Для многих женщин дресс-код является частью права на скромность, которое предписывает ислам[47]. Некоторые из женщин воспринимают попытки реформ негативно, считая их антиисламскими и частью вторжения Запада: «Они боятся ислама, а мы один из наиболее богобоязненных народов»[26].

Половая сегрегация затрагивает всех женщин, которых мужчины-махрамы стремятся ограничить от окружающего общества, чтобы те избежали какого-либо контакта с незнакомыми мужчинами и таким образом сохранили свою «женскую чистоту». Торжественные мероприятия проводятся, как правило, с разделением мужчин и женщин. Смешанные вечеринки происходят крайне редко, в основном в некоторых европеизированных семьях, которые получали образование на Западе[48]. Большинство домов в Саудовской Аравии имеют отдельные входы для мужчин и женщин. Женская часть называется «харим», что переводится как «запрещённый и священный». Мужчине (не хозяину) запрещается входить туда, так как он нарушит честь семьи и в результате сам опозорится. Частное пространство ассоциируется с женщинами, в то время как открытый мир принадлежит мужчинам. Например, за гостиную комнату в доме всегда отвечает мужчина. Традиционные проекты домов также предусматривают отдельные помещения для женщин с высокими стенами и небольшими окнами со шторами, чтобы женщины могли чувствовать себя безопасно и быть огороженными от внешнего мира[49].

Кроме того, половая сегрегация существует и в общественных местах, которые дают основную прерогативу мужчинам, женщины же должны находиться в так называемых специальных женских отделах, куда мужчины не имеют права входить. Таким образом, женщина сумеет работать и минимализировать контакт с незнакомыми мужчинами. Общественный транспорт, пляжи, парки развлечений также разделены. Иногда школьники двух полов учатся в разное время, чтобы не пересекаться. Нарушения принципов половой сегрегации называется «халва», которая может приравниваться к преступлению, особенно со стороны женщины[50].

Сегрегация особенно строго соблюдается в ресторанах, где зоны разделены на 3 части: семейная зона, для мужчин и для женщин. Когда женщина ест, ей приходится снимать вуаль. В таком случае семейная пара сидит либо в отдельной комнате, либо их загораживают ширмами. Рестораны также имеют отдельные входы для женщин без сопровождения мужа/родственника. Женщинам запрещено работать официантками, за исключением ресторанов только для женщин[51][52].

Открытие первого университета с совместным обучением женщин и мужчин в 2009 году вызвало общественный резонанс и много споров. Видный священнослужитель утверждал, что разделение полов в образовательной и рабочей сфере никак не связано с шариатом, а тех, кто верит в это, он считает лицемерами:

Смешивание было частью нормальной жизни уммы (мусульманского мира) и его общества. Те, кто запрещают смешение полов, живут в своей параллельной реальности, что является нежелательным и противоречит принципам честного мусульманина, который должен следовать шариату и не поддаваться небрежности. Те семья, которые утверждают, что смешивание — грех, сами держат у себя работниц-невольниц[7].

В 2008 году 75-летняя женщина Камиса Мохаммад Савади была приговорена к 40 годам заключения за то, что незнакомый мужчина доставил ей в дом хлеб. Позже Савади, как негражданка, была депортирована из страны[21][55].

В 2010 году советник королевского двора и министерства юстиции издал фетву, согласно которой женщина обязана вскармливать грудным молоком водителя, работающего на неё, чтобы он стал для женщины махрамом. Таким образом водитель сможет без нарушений законов общаться с женщиной. Фетва была широко высмеяна женскими компаниями[56][56].

«Для того, чтобы подать иск, или купить/продать любую недвижимость как женщина, я обязана привезти двух мужчин в качестве свидетелей для дачи показаний, для удостоверения моей личности ещё четверо мужчин, которые должны доказать, что первые двое заслуживают доверия свидетелей. Где любая женщина собирается найти шесть человек, чтобы пойти с ними в суд? Это трудно для меня при моих правах… А способ решения заключается в хороших связях, даче взяток и в том, чтобы быть острой на язык».
Лолва аль-Сайда, инвестор по недвижимости[25]

Осуществление резолюции в поддержку расширения полномочий занятости для женщин встретило сопротивление со стороны министерства труда, консервативных саудовских граждан и религиозных деятелей. Они придерживаются строгих исламских принципов о том, что возможность работать для женщины противоречит её природе[60]. Саудовское министерство труда также скептически относится к возможности расширения трудовых полномочий для женщин, ссылаясь на то, что лучшее место для женщины — её дом, поэтому ни одна женщина не будет работать без согласия опекуна, чтобы она не могла заменить работой свои семейные обязанности ухаживать за семьёй, рожать и воспитывать детей[60]. Однако в последние годы в таких отраслях, как медицина и банковское дело, женщины начинают играть всё более весомую роль. Когда мужчины и женщины работают в одной отрасли, первые получают бо́льшую зарплату и прочие выплаты. Согласно докладу саудовской газеты, медицинское страхование не предоставляется женщине при родах, но зато предоставляется сотруднику-мужчине[61].

В 2013 году в Саудовской Аравии зарегистрирована первая женщина — начинающий адвокат, её зовут Арва аль-Худжаили[66]. С октября 2013 года женщинам официально разрешено работать адвокатами[67].

В королевстве есть инициатива построить отдельный район в городе Эль-Хуфуф, где смогут находится только женщины, чтобы, не нарушая условия гендерной сегрегации, они могли удачно реализовывать свою карьеру, не скрываясь от общественности. Здесь должны будут размещаться женские компании и производства. Западные агентства скептично отнеслись к проекту, назвав его пиар-акцией для улучшения имиджа Саудовской Аравии[68].

Качество женского образования значительно ниже мужского. Учебные программы и учебники обновляются гораздо реже, а учителя имеют более низкую квалификацию[73][74]. Один из саудовских политиков в области образования отмечает, что главная цель в образовании девочек заключается в том, чтобы воспитать из них настоящих исламских девушек, научить их быть идеальными домохозяйками и любящими матерями, а также в возможности быть хорошими врачами, медсёстрами или учителями[70].

Половая сегрегация практикуется с первого класса. Девочки и мальчики посещают отдельные школьные заведения. Учителя-мужчины не имеют права преподавать в женских школах, и наоборот, учительницам закрыт вход в мужские школы[73].

Очень важную роль в образовании женщин играют коммуникационные технологии. Многие женщины по настоянию мужчины-опекуна не имеют права покидать территории своих домов, поэтому для них колледжи предусматривают дистанционные уроки посредством электронных коммуникаций[34]. По законам мужчине-преподавателю запрещено обучать женщин, но из-за острой нехватки женщин-преподавателей в высших учебных заведениях поощряется преподавание со стороны мужчины, если учитель и ученица не видят лиц друг друга[73].

Одним из главных препятствий к образованию является детский брак, так как на молодую жену опускается тяжёлое бремя ответственности за семью, рождение и уход за детьми. Чаще всего это происходит во время начала полового созревания (11-14 лет), тогда девушка может бросить обучение. Примерно 25 % девушек не могут посещать колледж из-за раннего брака. По данным 2005—2006 года 60 % девушек преждевременно бросили учиться по разных причинам[74].

Саудовская Аравия до 2008 года была единственной страной, которая не представляла женщин на олимпийских играх, хотя женские команды в стране существуют, их просто не допускали, потому, что это якобы противоречило исламским принципам[78].

В 2013 году саудовским женщинам было разрешено кататься на велосипедах, но только в парках и других зонах отдыха[81]. Они также обязаны быть полностью покрытыми и быть в сопровождении опекуна[81]. Также в 2013 году правительство впервые санкционировало спортивные уроки для девочек в частных школах[82].

По законам страны, женщинам запрещено посещать открытые спортивные мероприятия, широкую огласку в СМИ получил случай в 2014 году, когда женщина, переодевшаяся в мужской костюм проникла в стадион, во время матча между командами по футболу, за что была арестована[83][84][85].

Передвижение женщин по стране очень ограниченно. Им не позволяется выходить за территорию дома без сопровождения мужа/родственника. Однако по необходимости женщины часто вступают в контакт с чужими мужчинами во время работы и покупок[86].

  1. вождение машины подразумевает непокрытое лицо;
  2. женщины начнут чаще покидать дома и забудут о семейных обязанностях;
  3. женщины начнут чаще общаться с чужими мужчинами, например во время дорожных инцидентов;
  4. женщины заполонят дороги, и многие молодые мужчины потеряют возможность сами ездить на машинах;
  5. вождение машины женщиной является первым шагом к падению традиционных ценностей, важным аспектом которых является половая сегрегация.
  1. в Коране ничего не написано про запрет на вождение,
  2. запрет вынуждает женщин совершать лишний контакт с незнакомыми таксистами, таким образом закон наоборот способствует нарушению гендерной сегрегации,
  3. увеличивается финансовое бремя для семьи, в результате женщина тратит 30 % своего дохода на такси,
  4. запрет препятствует занятости женщин и получению ими образования.

Кроме того, водители-мужчины являются частым источником жалоб на сексуальные домогательства, и система общественного транспорта по праву считается ненадёжной и опасной[93][94]. Король Саудовской Аравии заявил, что хочет разрешить женщинам ездить, но когда общество будет готово к этому:[19]

Я твёрдо верю в женские права. Моя мать женщина. Моя сестра женщина. Моя дочь женщина. Моя жена женщина. Я верю, что настанет день, когда женщины начнут водить машину. На деле, если вы посмотрите на загородные территории, вы найдёте женщину за рулём. Я считаю, что это будет возможно в своё время и верю, что терпение это добродетель.

Запрет на вождение женщинами поддержал саудовской историк Салех аль-Саадоон, утверждая, что это самая надёжная защита для женщин от внезапного изнасилования в противовес западным странам, которые «не заботятся о своих женщинах». При этом историк в ответ на возражения саудовских активисток признал, что женщина имеет шанс быть изнасилованной шофёром и предложил в качестве альтернативы нанимать иностранок[95].

6 ноября 1990 года 20 саудовских женщин устроили незаконную поездку на машинах по улицам Эр-Рияда в знак протеста против запрета на вождение. Их задержали инспекторы дорожной службы, женщины были взяты под стражу. Их освободили после того, как опекуны подписались под бумагами, где обещали, что эти женщины больше не будут водить. Вскоре по городу были распространены тысячи листовок с именами женщин и их мужей, где первых называли проститутками, а вторых сутенёрами. Женщины были отстранены от работы, у них конфисковали паспорта, им запретили общаться с прессой. Примерно через год после протеста они вернулись к работе и получили обратно свои паспорта, но за ними продолжалась слежка, им также было отказано в повышениях на работе[96].

Я бы хотела поздравить всех женщин, которые через борьбу получили свои права, и надеюсь, что каждая женщина, которая продолжает бороться за свои права, однажды получит их.

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей[102].

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран[105].

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин[106].

Во время суда свидетельство мужчины считается вдвое ценнее (стоит показаний двух женщин). Поэтому как правило женскую сторону замещают родственники-мужчины, которые говорят от их имени[114].

До 2008 года женщине не позволялось оставаться в отелях без сопровождения мужчины-опекуна. Однако королевство издало указ, что женщине теперь достаточно предъявить национальное удостоверение личности, отель же должен объявить информацию о забронированном номере в ближайшее отделение полиции, данное правило распространяется и на мужчин[115].

Какой Бог накажет девушку за изнасилование? Это вопрос, который мусульмане должны задать Саудовской Аравии, потому что если мы не будем оспаривать мизогинические учения ислама Саудовской Аравии, то королевство будет позволять это[127].

В 2009 году 23-летняя незамужняя женщина была приговорена к одному году тюремного заключения и 100 ударам плетью за «прелюбодеяние», поскольку стала жертвой изнасилования и безуспешно пыталась сделать аборт. Порка была отложена на время после родов[130].

Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать фрагмент тела своей жены и съесть его. Женщина должна отнестись к этому решению с преданностью и смирением, так как является с мужем одним целым

[131][132][133]

Когда женщину арестовывают за то, что она общалась с мужчиной-немахрамом, то фактически её жизнь кончена. Она бежит в женский приют, или попадает в тюрьму, а семья навсегда отказывается от неё… а женщина может лишь выйти из тюрьмы по разрешению опекуна из семьи[36] .

В 2005 году религиозный комитет официально запретил практику принудительных браков. Тем не менее, официальный договор между женихом и отцом невесты обязателен. Ни женщина, ни мужчина не могут просто жениться/выйти замуж за иностранца[138]. Многожёнство разрешено, мужчине позволено иметь до четырёх жён, однако при условии, что он может их всех одинаково содержать. На практике мужчины эти правила не соблюдают, и ситуация с браками гораздо хуже[138]. Полиандрия (многомужество) запрещена, как противоречащая принципам ислама.

В 2015 году статистика показала, что число разводов, инициированных женщинами возросли в стране почти в 2 раза по сравнению с 2014 годом. При этом таких ситуациях женщина всегда выплачивает мужчине солидную денежную компенсацию. Во многих случаях женщины работали, пополняя основной семейный бюджет и выступали одновременно хранительницами семейного очага, а их мужья снимали какую либо ответственность с себя, де факто становясь нахлебниками[139][140].

Начиная с 2016 года женщины при вступлении в брак будут получать копию брачного договора, что позволит им узнать свои права и защищать их в судебном порядке, в том числе и при разводе[141].

Один из самых громких случаев является брак 10-летней Шарифы и 80-летнего мужчины. Брак произошёл по договорённости между отцом девочки в обмен на денежное состояние. Брак не поддерживала мать Шарифы. Муж бросил девушку в возрасте 21 года без её ведома. В результате мать подала судебный иск, говоря: «Шарифа потеряла 10 лет и лишилась возможности получить нормальное образование и достойно выйти замуж. Кто возьмет на себя ответственность за то, что́ ей пришлось пройти?»[148].

Саудовская комиссия по правам детей в 2009 году осудила брак, назвав его явным нарушением в отношении детей и их психологических, моральных и физических прав. Также чиновники порекомендовали придерживаться минимального возраста для вступления брака (для девушек — 17 лет, а для юношей — 18)[74][149].

Отец имеет единоличное опекунство, дети принадлежат ему. При разводе, если ребёнок достигает семилетнего возраста, то его опекунство передаётся отцу или деду. Дети, чьи отцы не являются саудовцами, сами не могут получить саудовское гражданство[138].

В 2013 году главное управление по вопросам выдачи паспортов позволило саудовским женщинам заключать брак с иностранцем, и их дети (если живут с матерью) будут иметь вид на жительство в Саудовской Аравии, а в будущем смогут работать в частном секторе страны. Также мать может привезти своих детей, если те живут за рубежом, при условии, что те не имеют судимости. Иностранные мужчины, женатые на саудовских женщинах, получают также права на работу в частном секторе, при условии, что на их удостоверении есть графа «муж саудовской жены», и иметь действительный паспорт, чтобы иметь возможность вернутся в родную страну в любое время[155].

Правительство Саудовской Аравии приняло международные обязательства по правам женщин. Оно ратифицировало конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, однако при условии, что конвенция не сможет переопределить исламское право. Тем не менее правительственные чиновники объявили, что нынешние женские права страны никак не противоречат нормам ислама. Степень соответствия между правительственным обязательством и практикой остаётся очень спорной. В 2009 году в докладе ООН говорилось о том, что международные права, ратифицированные правительством вовсе не соблюдаются внутри Саудовской Аравии[5]. Некоторые из недавно назначенных женщин-советников парламента (шура) медленные реформы считают наоборот эффективными, вот как об этом отзывается доктор Нора Алосиф

Саудовское руководство работает над реформой для поддержки женщин… 70 лет назад мы были полностью изолированны от мира. Изменения, которые происходят, очевидны, и мы наконец-то стали открываться[25].
Сейчас предпринимаются малые шаги, но в будущем они станут огромными. Большинство саудовцев воспитаны в старых традициях, невозможно просто изменить весь социальный порядок сразу[18]

Местные и международные группы женских активистов подталкивают правительство к реформам, пользуясь тем, что некоторые правители ставят своей целью создание прогрессивного общества, ближе к западному. Количество мощных предпринимателей, которые помогают женскому гражданскому движению на данный момент очень мало, но в будущем их количество увеличится. Однако женщины, благодаря реформистам и своей борьбе продолжают постепенно и успешно увеличивать свою роль в обществе и власти[18][123].

Лубна Олаян, генеральный директор финансовой компании Olayan, является известной активисткой, которая борется за права женщин Саудовской Аравии. Она была первой женщиной, которая призвала к отмене половой сегрегации среди бизнес-аудитории, ссылаясь на экономическое равенство.

Моя цель заключается в том, чтобы создать страну с процветающей и диверсифицированной экономикой, в которой любой гражданин Саудовской Аравии, независимо от пола, серьёзно относящийся к своей работе сумел бы найти себе достойную работу, что приведёт к процветанию среднего класса, где все саудовские граждане и гости страны чувствовали бы себя в безопасности и существовали в атмосфере взаимного уважения и терпимости, независимо от их социального положения, религии или пола[161].

Лубна Олаян вошла в список самых влиятельных женщин мира Forbes. Великий муфтий Абдуллах ибн Абдуль-Латиф Аль аш-Шейх раскритиковал заявление Лубны, заявив, что это позволит мужчинам и женщинам смешиваться и приведёт общество к прелюбодеянию и упадку[162].

Ваджеха аль-Хувайдерruen часто рассматривается как самая радикальная саудовская феминистка и активистка в стране. В интервью 2008 года она рассказала о планах НПО под названием «Ассоциация по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии» (АОЗПЖСД). Ваджеха рассказала об основной цели организации: право женщин на участие в судах; установка возрастного ограничения девушки для брака; возможность женщинам заботиться о своих собственных делах в органах государственной власти и позволить им войти в правительственные здания; защита женщин от домашнего насилия, физического и морального, вынужденное отлучение от учёбы, работы по прихоти мужчины. Ваджеха говорит следующее:

Нам нужны законы, защищающие женщин от этой агрессии, нарушающие их человеческое достоинство. Необходимо также предотвратить обрезание девочек… Мы нуждаемся в большой поддержке со стороны министерства по делам женщин, чтобы решить вопросы связанные с материнством, младенчеством, здоровьем женщин в сельской местности, Это наша конечная цель[163].

Саудовское население расходится относительно реформ по правам женщин. Противники подобных активистов утверждают, что подход, который они используют, может стимулировать ещё более негативную реакцию любых изменений среди консерваторов[16]. Из-за этого журналистка Сабриа Джахвар ранее высказывалась по поводу Хувайдер, отмечая следующее:

Проблема некоторых саудовских активистов заключается в том, что они хотят сделать радикальные изменения, которые противоречат исламу, чьи законы требуют сопровождения мужа/родственника во время поездок. Если задаться вопросом, почему большое количество саудовских женщин не присоединиться к Аль-Хувайдер, так это потому, что таким образом они бросят вызов исламским законам. Таким образом резкая позиция Аль-Хувайдер просто подрывает доверие к ней других людей[31].

Ранее активистки за женские права подвергались репрессиям. Например в 1991 году 47 саудовских женщин незаконно ездили на машинах по улицам Эр-Рияда в знак протеста против запрета на вождение женщиной. Активистки представили петицию королю Фахду, запрашивая для женщин «основные правовые и социальные права». Впоследствии лидер команды была арестована и подвергнута пыткам. Фундаменталисты требовали строгого наказания для женщин, и обзывали их проститутками. Шариатская гвардия начала проводить более агрессивную политику против женщин[165].

По сей день большинство саудовцев выступают против смешанных рабочих мест и права женщин на вождение машины. Большинство женщин по своей воле желают носить чадру и не заинтересованы в том, чтобы занимать высокие должности по той причине, что саудовские граждане рассматривают свою страну, как «воплощение чистого идеала исламской нации» и уверены, что предоставление новых прав женщинам, является дополнительным шагом к вестернизации страны, от которого саудовское общество стремится защититься. Консервативный клирик Мохсен аль-Аваджи говорит следующее:

Саудовское общество является прежде всего племенным обществом, и ни король Абдалла, ни кто-либо другой не имеет права навязывать свою собственную интерпретацию ислама. Они ничего не смогут сделать без ислама, без ислама не будет и Саудовской Аравии[8][18][26].

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах[166]. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль»[167].

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах[82]. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина[168]. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин[169].

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения[170].

В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся[37]

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть»[37]. В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны»[171].

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании[172][179][180].

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».
10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида[181].

Комиссия по поощрению добродетели и удержанию от порока: решительное противостояние лицам, допускающим сексуальные домогательства вне зависимости от того, кем они являютсяHesford Wendy. Just Advocacy?: Women’s Human Rights, Transnational Feminism, and the Politics of Representation. — Rutgers University Press, 2005. — P. 3. — ISBN 978-0-8135-3589-0.

Авто новости